Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Определены финалисты конкурса "Герой Schools.by" - начинаем голосование, выбираем победителей!
Голосование
Считаете ли Вы необходимым начало изучения программирования в школе со 2-го класса?
Всего 27 человек

Возможности современных технологий

Дата: 16 апреля в 10:16

Возможности современных педагогических технологий при реализации воспитательных задач учебного занятия

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников. Современный взгляд на обучение требует использования технологий, которые способствовали бы формированию активности, самостоятельности и инициативной позиции учащихся в учении, развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; способствовали бы реализации принципа связи с жизнью. Всё это приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы учения и обучения. А этому способствуют современные педагогические технологии.

Технология проектного обучения.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу это содержание применить». Проекты чаще всего используются на уроках информатики, иностранного языка. Предмета «Человек и мир». На уроках русского языка при организации работы со словарными словами, ученики могут такие проекты как «Словарные слова в моей жизни» или «словарные слова в литературе», или «Словарные слова и правила хорошего тона», или «словарные слова в математике». Ребята берутся за подготовку и выполнения домашних заданий, выписывают словарные слова, написание которых требуется запомнить. Идут в библиотеку или обращаются к ресурсам интернета, чтобы узнать этимологию словарных слов, значение, сферу употребления, а потом принимаются за создание своих проектов. Работа над проектом развивает, увлекает, организует деятельность учащихся, а учителю позволяет организовать не только изучение словарных слов, но и поиск, чтение дополнительной научной литературы, пополнение и расширение словарного запаса учащихся. Работая над проектом, у учащихся формируются такие качества как умение выражать своё мнение, обсуждать, доказывать свою точку зрения, а также умение слушать другого человека. Благодаря использованию

проектных технологий повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории практики, что делает теорию более интересной и более реальной: развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляет чувство социальной ответственности.

Здоровье сберегающая технология.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. И мы, учителя, обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребёнок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо научить. Необходимо сформировать у школьников потребности вести здоровый образ жизни. Ведущая роль в решении поставленной проблемы принадлежит уроку физкультуры, курсу «Человек и мир», предметам естествознания. Цель этой технологии – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной сред, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и и использование полученных знаний в повседневной жизни.

На занятиях необходимо использовать динамические игры и паузы, кинезиологические упражнения, упражнения для глаз, мимические упражнения, дыхательно-голосовые игры и упражнения. Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивая ногой, постукивая карандашом по столу. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

 На уроках русского языка и литературы используют следующие приёмы.

1.Словарная работа. Дети списывают с доски слова :спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать. Что общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит: « Эти слова называются волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу.

2.Контрольное списывание текстов о здоровье.

3.Анатомический диктант.

Технология деловой игры.

Игра является, пожалуй, самым древним приёмом обучения. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. В процессе взаимодействия учащихся развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, соревнование, реализуемые в таких формах как интеллектуальный контакт, сотрудничество, деловое общение. В итоге повышается качество знаний учащихся.

Технология критического мышления.

Известно, что всякое формирование новых знаний идёт на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников. может использование приёмов технологии критического мышления. Элементы этой технологии уместно использовать на уроках литературы, истории, предметов естественного цикла.

«Пометки на полях». Приём эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения, изучая новый параграф. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, можно применять данный приём при чтении домашнего параграфа.

Приём «толстых и тонких» вопросов. Данная работа способствует развитию мышления, внимания учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить содержание текста.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определённой проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления, соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных, интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат. Использование элементов этой технологии способствует сотрудничеству учителя и ученика, развивает сотрудничество между самими учащимися, создаёт атмосферу уважения любого мнения, возможность выслушать других и быть услышанным.

Технология проведения учебных дискуссий.

Цель этой технологии – развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Примером является: «Круглый стол» - беседа, в которой на «равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса); «Заседание экспертной группы» (панельная дискуссия) ( обычно четыре - шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом). «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд.Эти нестандартные формы можно использовать на уроках литературы, истории, лингвистических предметах.

Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора (педагога) – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Тьютор выступает не только в роли наставника, куратора, педагога, ориентирующего воспитанника в образовательном пространстве, но и в роли педагога . выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютера охвачена группа учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки) затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютером в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютер выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста.

Технология создания ситуации успеха.

Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребёнка. Дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознания своих способностей, веры в собственные силы.

Успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека. Придаёт ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности. Успех в учёбе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни. На выбор профессии, на социальный статус. Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости. Использование приёмов работы с различными категориями учащихся. Эти приёмы – творчество воспитателя:

- «эмоциональное поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;

- анонсирование – предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;

- «гадкий утёнок» - создание возможностей для расцвета ребёнка;

- «мышь в сметане» - вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;

- «лестница» - постепенное ведение учащегося лестницей знаний, психологического самоопределения;

- «даю шанс» - подготовка педагогом ситуации, в которой ребёнок раскрывает свои возможности;

- «умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная жизненная позиция.

Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой воздействия через языковые средства педагогической техники, относится к ребёнку как формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой. Иметь психологическую компетентность.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. Решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Учитель: Гречулина А. Я.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.