Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Считаете ли Вы необходимым начало изучения программирования в школе со 2-го класса?
Всего 34 человека

Учёт психолого-педагогических и личностных особенностей

Дата: 16 апреля в 10:21, Обновлено 16 апреля в 10:21

 Учет психолого – педагогических и личностных особенностей классного коллектива при проектировании содержания учебного занятия

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Социализация связана с усвоением подростка социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов среди людей. Если говорить, об индивидуализации, она связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира. При использовании индивидуального подхода предполагается учёт индивидуальных особенностей ребёнка, но делается это не с целью развития его индивидуальности, а для реализации совершенно иной целевой установки – освоения учащимся социального опыта, то есть знаний, умений и навыков, определенных в программах обучения и воспитания.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Представляет соотношение трех подходов – возрастного, индивидуального и личностного в виде пирамиды. Основание составляет возрастной подход, над ним надстраивается индивидуальный, а вершина пирамиды — это личностный подход. Можно заметить, что личностный подход не может реализоваться вне возрастного и индивидуального. А вот индивидуальный,  вполне может оказаться вне личностной модели обучения.

Педагог должен строить свою работу исходя из возрастных особенностей воспитанников, уровня его развития. Если взять возраст 10-12 лет (5-6 класс) ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде – общение. К психологическим особенностям возрастам можно отнести: не могут полноценно анализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. Неумение рассчитать свои физиологические потребности. Импульсивность. Бурное проявление симпатии к противоположному полу. К 12 годам резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Стремление к самостоятельности и независимости, завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе, растет автономия от семьи.

         7 – 9 классы ведущий вид деятельности – общение. Психологическими особенностями данного возраста характеризуются: формированием собственной точки зрения, отказ принимать все на веру. Потеря авторитета учителя. Повышенное чувство взрослости. Формирование собственной системы ценностей, требований, моральных установок, которые определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. Неустойчивое настроение, ранимость, неадекватность реакции, повышенная конфликтность, постоянное колебания самооценки. Постепенное разрушение психологического барьера между мальчиками и девочками. Сдерживание проявления чувств и эмоций, более спокойное, скрытое проявление симпатий к противоположному полу.

В 11 классе ведущий вид деятельности – учебно-профессиональный. Психологическими особенностями возраста является основная потребность учащихся: поиск понимания в общении, готовность к контакту. Изменение приоритетов, актуально общение с противоположным полом.  Отдаление учащихся от активного участия в жизни класса и школы. Возрастная избирательность внимания в связи с множеством интересов.

Для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости, для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся. В учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего воспринимаемого.

В основе организации индивидуальной работы с учащимися лежит тщательное изучение работы каждого учащегося на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.

Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще. Однако индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые   оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.

Какие же индивидуальные особенности личности учащегося учитываются в первую очередь?

Прежде всего, уровень умственного развития ребенка. Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все эти особенности сказываются на школьных успехах. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом дети сильно изменяются в отношении этих особенностей. Следует обращать внимание на индивидуальные особенности, от которых также может зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

Многочисленные исследования показывают, что индивидуальные вариации перечисленных выше особенностей при прочих равных условиях обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Изменить эти особенности практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Как известно, разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие, как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с различной нервной системой  следует применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой следует не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашивать их в письменной форме, формировать уверенность в своих силах, осторожно оценивать неудачи этих учеников, обязательно поощрять за старание, научить школьника умению пережить неудачу, не требовать от них немедленного включения в деятельность, постепенно предлагать разные задания, не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашивать в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекать такого ученика.

У учащихся с сильной нервной системой стараться тренировать усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала, приучать перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваться, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

Эффективность познавательной деятельности зависит от учебной мотивации, которую мы определяем как склонность учащегося к различным видам и аспектам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации. При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.  Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию. От характера и направленности познавательных интересов школьников зависит выбор содержания учебного материала. При наличии у учащегося широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Мотивационные задания включаются в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.

При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые наиболее полно отвечают их личностным потребностям и устремлениям.

Таким образом, при организации учебного процесса для максимальной индивидуализации, требуется не только учет индивидуальных особенностей обучающихся, но и целенаправленное развитие, от которого зависит и познавательная активность индивида, и развитие интеллектуальных качеств. В значительной мере целенаправленное развитие индивидуальных особенностей учащихся способствует и развитию самостоятельности и умения учиться. Поэтому в процессе развертывания учебной деятельности важен не только учёт, но и одновременное воздействие на индивидуальные качества ученика.

 Педагог- психолог Головач Е.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.