Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.
Голосование
Считаете ли Вы необходимым начало изучения программирования в школе со 2-го класса?
Всего 36 человек

Приемы конструирования воспитательных задач

Дата: 16 апреля в 10:18

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой.

Воспитательные задачи – направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Общие требования к постановке задач:

задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования

задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного

задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности

задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение

формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной

в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

Приведем примеры формулировок воспитательных задач.

Воспитывать доброжелательность, вежливость, доброту, общительность, патриотизм, активную жизненную позицию, оптимизм, чувство долга, предприимчивость.

Формировать аккуратность, бережливость, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение аргументировать свою позицию, самокритичность, лидерские качества, умение сопереживать, ответственность, рассудительность, терпимость, интерес к культуре и истории Беларуси, понимание личного и общественного значения труда, умение ставить цели и реализовывать их.

Способствовать: формированию потребности в достижении цели, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач

А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:

  • вызвать заинтересованность в …,
  • пробудить любознательность;
  • возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в … и т. п.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

Младший школьный возраст

Воспитывать

Любовь к малой родине

  • К родному дому, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

  • соблюдение правил этикета
  • доброжелательность
  • дружелюбие
  • готовность сотрудничать
  • вежливость

   Умение заботиться:

  • доброту;
  • искренность;
  • чуткость;
  • общительность;
  • стремление помочь;
  • отзывчивость

Формировать

  Положительную самооценку

  Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • сдержанность;
  • основы самоконтроля;
  • скромность;
  • самостоятельность;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • настойчивость;
  • выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;
  • гигиенические знания и умения;
  • оптимизм;
  • доброжелательное отношение к труду;
  • культуру труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;
  • стремление помогать;
  • патриотизм;
  • активную жизненную позицию;
  • критичность;
  • оптимизм;
  • общественную активность;
  • чувство долга;
  • предприимчивость

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

  • умение аргументировать свою позицию;
  • положительную самооценку;
  • самокритичность;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе;
  • лидерские качества;
  • умение сопереживать

  Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • рассудительность;
  • терпимость;
  • самостоятельность;
  • умение адаптироваться к новым условиям
  • умение прогнозировать собственную деятельность;
  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее.

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие  интересов,
  • осознание  своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

 Положительную мотивацию к культуре жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;
  • общественную активность;
  • интерес к культуре и истории России;
  • стремление принести пользу обществу;
  • понимание личного и общественного значения труда;
  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
  • потребность к самопознанию;
  • умение ставить цели и реализовывать их;
  • осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте личной культуры:

  • умение идти на компромисс;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • умение доказать свою точку зрения;
  • знание этики семейных отношений;
  • умение организовать культурный досуг

Способствовать

  Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общественно значимой);
  • самовоспитанию;
  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • формированию профессионально важных качеств личности;
  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия

  1. На организационном этапе:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание культуры внешнего вида;
  • Воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности; умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;
  • Формирование умения планировать свою деятельность;
  • Формирование мотивации держать слово;
  • Формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;
  • Формирование мотивации к проявлению детьми  гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.
  1. На этапе проверки домашнего задания:
  • Воспитание навыков культуры речевого общения;
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.
  • Формирование мотивации к  проявлению удовлетворенности своей деятельностью;
  • Формирование мотивации применять полученные знания на практике;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.
  1. На  этапе изложения нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности,  справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;
  • Воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации держать свое слово;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Формирование мотивации доводить начатое дело до конца;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;
  • Формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.
  1. На тапе закрепления нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности,  справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;
  • Формирование потребности применять полученные знания на практике;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.